Вводятся новые правила государственного и муниципального контроля (надзора)
Вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.
Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки их соблюдения гражданами и организациями, выявления их нарушений, принятия мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Приводятся виды деятельности, не относящиеся к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю, а также виды контроля, в отношении которых новые правила не применяются.
Определены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления.
Установлены предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Предусматривается ведение единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание, интенсивность и результаты. Контрольный (надзорный) орган для целей управления рисками относит объекты контроля к одной из категорий риска (от низкого до чрезвычайно высокого).
Определен порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Приводятся перечень видов контрольных (надзорных) мероприятий и основания для их проведения.
Срок проведения документарной и выездной проверки теперь не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки по общему правилу не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Вводятся специальные режимы государственного контроля (надзора), такие как мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор) и постоянный рейд.
В целях реализации нового закона принят ряд подзаконных актов. Предусматриваются переходные положения.
(Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 29.12.2020 N 2328, от 31.12.2020 N 2428, от 06.03.2021 N 338, от 02.04.2021 N 528 и от 16.04.2021 N 604; Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294; Информация Генпрокуратуры России)
КонсультантПлюс: примечание.
Также см. аналитический обзор правовой информации: Обзор: “Обзор реформы контроля и надзора”. |
Установлены особенности проведения плановых проверок, запланированных на 2021 год, и профилактических мероприятий
Вступает в силу положение, согласно которому плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и ИП на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Правительство РФ устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и ИП в целях учета положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон о государственном контроле).
Указываемый в ежегодном плане срок проведения плановых проверок по видам контроля (надзора), организация и осуществление которых регулируется Законом о государственном контроле, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 года, не может превышать 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления предельных сроков проведения проверок.
Органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля по видам государственного контроля и надзора, организация и осуществление которых регулируется Законом о государственном контроле, после 1 июля 2021 года, но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения выездной плановой проверки, включенной в ежегодный план, может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита.
Включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 года, подлежат исключению из плана, если на дату начала их проведения:
– признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид контроля или надзора, в рамках которого планируется проведение проверок;
– изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля или надзора, кроме случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида контроля (надзора) в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора).
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на 1 июля 2021 года, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих мероприятий.
Также установлено, что с 1 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
(Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)
С 1 июля 2021 года применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб в отношении видов федерального государственного контроля (надзора) по установленному перечню
Досудебное обжалование будет обеспечиваться с помощью ГИС “Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности”.
При этом общая норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступит в силу с 1 января 2023 года.
(Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 N 663, от 21.04.2018 N 482 и от 30.12.2020 N 2383; Письма Минэкономразвития России от 08.06.2021 N 17863-АХ/Д32и и от 06.08.2021 N ОГ-Д24-6334, Информация Росаккредитации, Информация Роструда)
Определены особенности применения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
Установлено, что положения Федерального закона применяются до 31 декабря 2024 года включительно:
– при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора);
– при применении уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
– в отношении видов регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу положений о видах контроля, принятых во исполнение Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, но не позднее 31 декабря 2021 года в части возможности использования единого реестра проверок.
Правительство РФ вправе установить особенности осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в части его деятельности и результатов такой деятельности, а также используемых производственных объектов, в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, за исключением осуществления контроля (надзора) за деятельностью субъектов экспериментального правового режима на финансовом рынке.
(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Данные, получаемые с государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, могут быть использованы при наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”
(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Уточняются отдельные положения, касающиеся действия обязательных требований
Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента РФ или международным договором РФ, предусматривающими установление обязательных требований.
Положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные, чем указано выше, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Также устанавливается, что разъяснения по вопросам применения Закона об обязательных требованиях даются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере установления и оценки применения обязательных требований.
(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Скорректирован перечень полномочий органов власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств регионального бюджета
В перечень, в частности, включено решение вопросов:
– контроля (надзора) за соблюдением предельных размеров платы за проведение техосмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе;
– контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны;
– контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
– контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
– контроля (надзора) в сферах естественных монополий;
– контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО;
– контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;
– контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
– контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.
Также уточняются положения, касающиеся оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов РФ, установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов РФ, экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ.
(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)