Герб
Администрация сельского поселения
Большекаркалинский сельсовет
муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан
Контакты
Телефоны
Факс
+7 (347-88) 3-20-25
Прочие контакты
Фактический адрес
Россия, 452094, Республика Башкортостан, Миякинский район, с.Большие Каркалы, ул. Школьная 4.
Юридический адрес
Россия, 452094, Республика Башкортостан, Миякинский район, с.Большие Каркалы, ул. Школьная 4.

О выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

29 июня 2021 вступил в силу закон, согласно которому муниципалитеты наделяются правом проведения работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

О том, для чего был принят данный закон, а также о том, как ведется эта работа, рассказывает временно исполняющий обязанности начальника межмуниципального отдела по Бижбулякскому и Миякинскому районам  Управления Росреестра по Республике Башкортостан Тимербулатов Руслан Валерьевич.

 

Расскажите, что подразумевает собой поиск правообладателей ранее учтенной недвижимости?

 

Данный закон подразумевает собой поиск правообладателей недвижимости,  которые оформляли свои права на них в «старом порядке», до 1998 года. Их права признаются юридическими действительными, но проблема заключается в том, что информация о таких объектах не содержится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), т.е. в той базе, которую в настоящий момент ведет Росреестр и в которой отражаются все актуальные сведения об объектах недвижимости и об их собственниках.

Таким образом, в рамках этой работы параллельно будет осуществляться инвентаризация (осмотр) самих ранее учтенных объектов на местности, чтобы уполномоченные лица могли убедиться, что такие объекты не снесены, и также будет осуществляться поиск данных об их владельцах.

Это очень серьезная и масштабная работа, которая затронет каждый муниципальный район и городской округ Башкортостана. Также такая работа будет проводиться в каждом субъекте РФ.

 

Зачем вообще необходимо проводить эту работу?

 

Практическая реализация положений закона во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН данных с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных интересов правообладателей ранее учтенной недвижимости. Полнота данных ЕГРН существенным образом оказывают влияние на инвестиционную, экономическую и социальную повестку регионов.

Скажите, пожалуйста, кто будет заниматься выявлением правообладателей?

 

Выявлением правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости будут заниматься органы местного самоуправления (ОМС). Они будут обращаться к своим архивам,  получать соответствующую информацию у других органов публичной власти (органы внутренних дел, органы ЗАГС, налоговые органы, пенсионный фонд, нотариусы, БТИ). Они же будут направлять сведения о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН в Росреестр.

С органами местного самоуправления Управлением Росреестра по РБ уже организована работа по сопоставлению перечней ранее учтенных объектов недвижимости. Общее их количество – порядка 560 тысяч, в том числе помещения, здания, сооружения, земельные участки.

 

Как будет выглядеть схема работы  выявления правообладателей?

 

1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости. Специально созданной комиссией при органе местного самоуправления проводится анализ сведений, имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления, в том числе архивных, направление запросов в органы власти, организации.

2 этап: По итогам мероприятий и сбора информации орган местного самоуправления готовит проект решения о выявлении правообладателя, размещает его на сайте муниципального образования и направляет копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя лично, или заказным письмом.

Такой проект не подготавливается,  если ответы на запросы содержат противоречивую информацию или если объект прекратил свое существование. В случае если объект прекратил свое существование и владелец его не установлен, то ОМС самостоятельно может снять такой объект с учета (ранее действовала сложная процедура, связанная с подготовкой акта обследования);

3 этап: Органом местного самоуправления принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта, если в течение 45 дней не поступят возражения.

4 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН. В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя муниципалитет направляет в Росреестр: заявления о внесении в ЕГРН одновременно сведений о ранее учтенном объекте и о правообладателе, либо заявление о внесении в ЕГРН только сведений о правообладателе, если сведения об объекте (кадастровый/условный номер) имеются в ЕГРН.

 

Каким образом это затронет самих граждан? Нужно будет присутствовать при осмотре ранее учтенного объекта, понадобится ли уплачивать какие-то сборы, пошлины?

 

Фактически эта работа не затронет владельцев ранее учтенной недвижимости. Все осмотры объектов муниципалитеты будут производить самостоятельно, присутствие владельцев не обязательно. Если гражданин получит проект решения о выявлении его, как правообладателя конкретного объекта недвижимости, то он вправе направить возражение в течение 45 дней. Также хочу обратить внимание на один очень важный момент. Без личного участия собственника – право в новом порядке за него никто не зарегистрирует. Сведения о правообладателях ранее учтенного объекта недвижимости, которые направляет муниципалитет в Росреестр, вносятся только в один из подразделов базы. Для того чтобы зарегистрировать права, собственнику самому необходимо будет обратиться в МФЦ с приложением правоустанавливающего документа на объект недвижимости. При этом с января 2021 года он может не уплачивать за регистрацию ранее возникшего права госпошлину. Таким образом, для собственника вся эта процедура будет совершенно бесплатна.

 

Что касается налогообложения. Придется платить больше?

 

Вовсе нет. Как правило, данные о собственниках, которые зарегистрировали свои права надлежащим образом в «старом» порядке, уже давно переданы в налоговую службу и они исправно платят налоги и никаких увеличений для них в связи с проводимой работой по наполнению ЕГРН недостающими сведениями не будет. Возможно, в процессе работы комиссий будут выявляться какие-то моменты, они будут уточняться и те владельцы, которые по каким-то причинам «выпали» из налогового оборота, будут включены в него, что весьма справедливо.

 

Какие конкретно сложности могут быть у гражданина, если данные о нем как о собственнике не внесены в реестр, хоть ранее он все оформил надлежащим образом? Вроде бы закон он не нарушает?

 

Как мы уж говорили, ранее возникшие права признаются юридически действительными. Но собственники таких объектов могут столкнуться с некоторыми трудностями. К примеру, к нам регулярно поступают вопросы: «Я оформил недвижимость в 1996 году, зарегистрировался в Личном кабинете правообладателя на портале Росреестра, а информации по моей квартире там нет». Потому и нет, что информация о собственнике объекта в ЕГРН не внесена и это можно сделать самостоятельно и бесплатно, обратившись в МФЦ. К тому же, Росреестр выгружает данные об объектах недвижимости и их собственниках в другие органы и организации: в УФНС, в структуры ЖКХ и т.д., и иногда отсутствие сведений о собственниках может стать проблемой, например, когда органом власти будет решаться вопрос о выкупе земельных участков, в случае принятия решения об их изъятии для государственных нужд (пример, для строительства дороги и т.д.). Так что рекомендуем всем собственникам, чьи права были оформлены надлежащим образом до 31.01.1998 года, самостоятельно обращаться в МФЦ или другим удобным способом и бесплатно регистрировать свои права для внесения данных о вас как собственниках в ЕГРН.